Как искусственный интеллект меняет музыкальную индустрию? 21.08.2023

Искусственный интеллект (ИИ или AI) начинает играть значительную роль в музыкальной индустрии, влияя на создание музыки и взаимодействие с ней. Недавно ИИ создал так называемый «последний трек The Beatles» и это стало очередным доказательством способности AI генерировать новый материал, имитируя различные стили и голоса, записанные ранее. Этот эксперимент также показал растущую мощь и сложность технологий искусственного интеллекта в сфере музыки.

Тем не менее, потенциал ИИ создает множество проблем для отрасли. Основной вопрос заключается в поиске баланса, который способствует технологическим инновациям, защищая при этом права артистов.

Действующие законы об авторском праве отвечают на основные запросы, связанные с созданием музыки Al, но тут же возникает и ряд их ограничений в применении к той же музыке, генерируемой искусственным интеллектом. Для разработки систем искусственного интеллекта требуются огромные объемы данных, часто состоящие из работ, защищенных авторским правом, создавая лабиринт правовых вопросов.


Может ли ИИ использовать музыку, защищённую авторским правом?

Ответ на этот вопрос варьируется от случая к случаю. Чтобы обучить модель ИИ, необходимо сделать копию учебного набора. Если учебный набор содержит контент, защищенный авторским правом, то позиция по умолчанию заключается в том, что разрешение требуется от владельца авторских прав, если не применяется исключение. Авторское право носит территориальный характер, и разные регионы заняли различные позиции по этому вопросу. Например, такие страны, как Япония, Сингапур, Южная Корея, Тайвань и Израиль ввели исключения в законах об авторском праве, которые благоприятствуют разработчикам ИИ.

ЕС принял аналогичный подход, хотя и со значительным оговоркой, позволяющей владельцам авторских прав отказаться от участия в учебном наборе. Великобритания первоначально предложила такое исключение, но позже отказалась после существенной оппозиции со стороны креативных индустрий. В США существует прецедентное право, которое гласит о том, что копии, сделанные для обучения ИИ, охватываются доктриной «добросовестного использования», хотя такая позиция уже оспаривалась.


Защищена ли музыка, созданная искусственным интеллектом?

Международное авторское право в соответствии с Бернской конвенцией требует участия автора-человека для того, чтобы произведение было защищено. Короче говоря, работа, преимущественно созданная моделью ИИ, скорее всего не попадает под защиту авторских прав. Однако если человек-автор использует ИИ только в качестве «инструмента» для создания произведения, этот автор все равно может пользоваться защитой авторских прав. Ключевой вопрос заключается в следующем: сколько человеческого участия требуется? Этот вопрос будет предметом интенсивных дебатов в залах судебных заседаний в разных юрисдикциях на долгие годы.

Как видите, ответы на эти вопросы далеко не однозначны. Те или иные решения осложняются различными политическими и юрисдикционными факторами, где трения между интересами технологической индустрии и интересами креативных индустрий занимают центральное место.

Заинтересованные стороны, включая артистов, звукозаписывающие лейблы, поставщиков цифровых услуг и компании, занимающиеся технологиями искусственного интеллекта, приспосабливаются к новой реальности.


Искусственные голоса и права на них

Способность ИИ генерировать голоса, которые имитируют реальных артистов, тоже подкидывает юристам ряд сложностей. В музыкальной индустрии голос исполнителя — это больше, чем звук. Это уникальный, монетизируемый актив, а искусственные голоса размывают границы прав интеллектуальной собственности. Тут же поднимаются вопросы о собственности, идентичности и оригинальности, на которые наши нынешние правовые структуры тоже не готовы ответить однозначно.

Аналогичные вопросы поднимались и на забастовках актёров в США, в ходе которых актеры выступали против студий, что пытались использовать их имидж и внешнее сходство для будущих проектов без надлежащей компенсации. Учитывая темпы и экономическую эффективность производства музыки по сравнению с телевидением и кино, эта проблема в музыке приобретает глобальные размеры. Быстрое создание и загрузка новых треков с использованием искусственных голосов исполнителей может подавить способность артистов отслеживать или предотвращать неправильное использование.

Поставщики цифровых услуг уже пытаются найти технологическое решение. Например, в Deezer объявили о разработке технологии на основе искусственного интеллекта, которая идентифицирует поддельный вокал на загруженных треках и позволяет лейблам и артистам решать, что с ними делать. Может ли это быть началом подхода в стиле Content ID, когда исполнители и лейблы могут решить, отслеживать, монетизировать или блокировать такой контент? Это осложняется несколькими факторами. Во-первых, в будущем будет сложнее вовремя обрабатывать «поддельные» работы, генерируемые ИИ, особенно на платформах UGC, а во-вторых, становится актуальным вопрос о разнице работ, созданных ИИ и работ, поддельных живыми третьими лицами.

Очевидно, что у ИИ есть значительный потенциал навсегда изменить музыкальную индустрию. Но сегодня индустрия должна тщательно ориентироваться в балансе возможностей и рисков. В приоритет должны вставать уважение прав артистов, разработка четкой правовой базы и поощрение творчества. При правильном балансе взаимодействие ИИ и музыки может создать новую парадигму технологических и творческих инноваций.

Так же как появление цифровой записи и онлайн-трансляции произвело революцию в отрасли в прошлом, ИИ может стать следующим большим прорывом, резко изменив способ производства, распространения и потребления музыки. По мере продвижения вперед крайне важно, чтобы мы приняли эти изменения, обеспечивая при этом справедливую и равноправную среду для всех заинтересованных сторон в музыкальной индустрии.